atawoman


Продавец волшебных палочек

2%


Previous Entry Share Next Entry
Дети цифровой эры или дети эпохи Гомера
atawoman
К вопросу о навыках заучивания наизусть...
Новые поколения практически неспособны запоминать информацию: им это не нужно, поскольку «в Яндексе найдется все». Чтобы убедиться в этом группа психологов собрала 60 студентов и попросила настучать на компьютере список фактов. Половине студентов сказали, что файл будет сохранен. Другую половину предупредили, что файл погибнет тотчас после завершения работы. После выполнения задания исследователи опросили студентов на предмет того, много ли они запомнили. Оказалось, что те, кто был уверен, что факты хранятся где-то на диске, не запомнили почти ничего. У другой половины результаты запоминания были вполне сносные. Мораль: мозг человека может контролироваться поисковой машиной.

К вопросу о прописях и конспектированию лекций...
Психологи из университета Индианы попросила студентов пересказать содержание некоего текста тремя способами:
- напечатав на компьютере
- написав на бумаге печатными буквами
- написав обычной «письменной» скорописью (этот навык многими вообще почти утрачен).
Спустя неделю она попросила студентов еще раз пересказать устно содержание отрывка. Те, кто писали скорописью, справились с заданием лучше всех, а печатавшие на клавиатуре практически не справились вообще.

К вопросу о креативе...
авторам этих исследований: да, компьютер и интернет повлияли на способ мышления, но не только негативно. Отпала необходимость запоминать, зато высвободились мощности мозга для решения более креативных задач. Команда из Калифорнийского университета Лос-Анджелеса просканировала мозг 24 испытуемых, занятых поиском опять же в Google. Половина испытуемых были опытными гуглерами, половина — новичками. Оказалось, что у тренированных юзеров при поисках активируются куда более обширные зоны мозга, включая те, что отвечают за зрительные образы, принятие решений и сложные умозаключения. У новичков - только обычные зоны чтения и памяти.


Очень вольный пересказ этой статейки http://www.snob.ru/selected/entry/56991

  • 1
О, на тему использования мозга мне очень понравился отрывок из книги о привычках (http://www.amazon.com/Power-Habit-What-Life-Business/dp/1400069289) если я ничего не путаю, конечно. Там говорилось, что смотреть мыльную оперу с эротическими сценами, для мозга, с точки зрения его использования, куда как лучше, чем сидеть и читать книгу по ядерной физике, ведь та задействует только центры чтения и логики, а мыльная опера - центры предсказания (сюжета), сопереживания, эмоций, эротизма, социальных взаимодействий, аудиальные и визуальные и прочая и прочая...

Что касается памяти - то да, я хуже помню некоторые не(?)важные вещи. Поэтому использую планировщик и напоминания, которые позволяют запомнить (и сразу спланировать!) лучше, чем даже у обычных, неиспорченных компьютером, людей.

Конспектирование лекций всегда казалось мне излишним. Это всегда отвлекало меня от собственно процесса обучения и восприятия новой информации. Всегда считал, при этом, что самое лучшее усвоение информации получается от осознания методов ее применения уже в момент получения. Всегда, когда обучаюсь чему-то сам или обучаю других, первым делом отвечаю на вопрос "Зачем мне (вам) эти знания?", а после обучения пытаюсь сразу же их применить. Собственно в современных реалиях в основном это происходит по обратной цепочке - мне надо что-то сделать, но я не знаю как. Иду, нахожу "как что-то сделать", получаю эти знания вместе с необходимыми терминами и связывающими их теориями и пр., и тут же их применяю. Тогда знания проходят через собственный опыт и запечатляются надолго, если не целиком, то с достаточным количеством "якорей" для быстрого вспоминания при перечитывании источника.

Edited at 2013-03-05 08:47 am (UTC)

А про память вообще все забавно.
Ты говоришь об оперативной памяти. А исследуют, как правило, долговременную. Интересно не то, что ты помнишь, выйдя с экзамена, а что ты помнишь 2-3 года спустя и какова цена ошибки твоей памяти.
Опять же, есть профессии, где конспектирование только отвлечет от познания. Но, например, летчики и врачи должны пользоваться не памятью-схемой как программеры, а тысячами очень надежных алгоритмов с большим числом переменных. Сензитивный период развития долговременной памяти - детство, 3-8 лет, а вот нужна она тебе будет или нет, узнаешь еще лет через 10 :)

Кстати, книжка шикарная "Сила привычки". Я ее порой пересказываю студентам, когда рассказываю про формирование стереотипов :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account