atawoman


Продавец волшебных палочек

2%


Previous Entry Share Next Entry
Заговор элиты
ковбойша
atawoman

Смотрю я на систему образования и возникает у меня параноя... (подождите вызывать скорую, сначала выслушайте)

В России, как и во всем современном мире, остро встает диалектическая проблема соотношения комфорта для ребенка в системе образования и его обязательного развития как члена общества и гражданина Российской Федерации.



Российское общество, в первую очередь в лице педагогического и родительского сообщества, стало чаще соблюдать права ребенка – физические, пищевые, эмоциональные и т.д., обеспечивая ребенку максимальный комфорт. При этом забывая, что комфорт далеко не всегда способствует развитию, а зачастую прямо ему противоречит (хотя в полном дискомфорте развитие также невозможно). Пока идут бурные дискуссии о стандартах образования, ЕГЭ, аттестации педагогов, почти перестало обсуждаться право ребенка на развитие, хотя это право, возможно, более ключевое, нежели право на комфорт в системе образования.

Тем не менее, существует целый пласт родительского сообщества в российском обществе, который считает своей обязанностью в первую очередь развитие ребенка – физическое, интеллектуальное, социальное и психическое. 

Дети в высокоэлитных семьях часто воспитываются в спартанских условиях, за которые правозащитники давно бы применили санкции к родителям, если бы могли до них и их детей добраться. Возможно, правозащитники детей – специальная акция элиты по охранению монополии на развитие?


Родители, которым удается создать условия для всестороннего и глубокого развития ребенка (а эти условия, как правило, выводят его из зоны интеллектуального или социально-психологического комфорта), уже могут считаться элитой, и эта элита будет пытаться сохранять монополию на элитное развитие своих детей, внуков и т.д. В первую очередь потому, что в связи с развитием технологий доля интеллектуальной элиты в мировом обществе, по расчетам аналитиков, в перспективе будет составлять не более 2% населения Земли. Для Санкт-Петербурга эта средняя пропорция дает 100 тыс. человек. Во многом именно от системы школьного образования зависит, будет ли это число заметно выше или же, наоборот, заметно ниже среднемирового уровня, и будет ли эта элита динамически обновляться либо сосредотачиваться в избранных кланах и стагнироваться.

Конечный этап развития на стадии перехода от детства к юношеству – это наличие навыка делать осмысленный жизненный выбор с учетом своих данных, склонностей, способностей и т.д. Именно этот конечный этап должен иметься в виду при выстраивании соотношения зон комфорта и развития в системе школьного образования. Основная идея подобной системы образования – человек выбирает свой непростой путь получения знаний и навыков по возможности самостоятельно, а преподаватели и родители только ориентируют, поддерживают и, главное, мотивируют его на данном пути.

Понимая всю сложность подобного образовательного маршрута, родители и педагоги берут на себя ответственность настаивать на праве ребенка на развитие, даже в ущерб комфорту.





(см. пост про воспитание в Китайских семьях http://atawoman.livejournal.com/13486.html)

При отстаивании своих прав на ребенка от особо неадекватных правозащитников, может быть, родителям будет полезно настаивать на праве ребенка на развитие.


  • 1
"Дети в высокоэлитных семьях "
что значит "в высокоэлитных"?

(Deleted comment)
При чем тут аристократия? Элита - управленческая, интеллектуальная, творческая, научная, бизнес-элита...

Элита созидателей :)

простите мне мой французский

это не бином НьютОна, это [:||||||||||||||||||||:]

По ссылке рассуждение про "китайский верзус западный" ответы на вопрос кто кому и что должен, навеяло одно воспоминание из отрочества - претендующее на то, чтобы считаться русским вариантом ответа.
Из диалога с бабушкой запомнилась ее фраза: "ты бесконечно должен своим родителям, и никогда этот долг _ИМ_ не отдашь - это нормально...
Но ты будешь последней свиньей, если не отдашь его сполна своим детям".
пс: годный у Вас журнал - ссылки на эти два поста переслал киндерам.

Re: простите мне мой французский

Ну, если киндеры способны "это" переварить, то снимаю шляпу перед их родителем :)

Re: простите мне мой французский

16 и 20 лет...
чего там такого сложного чтоб переваривать??
просто эти Ваши посты проходят "по касательной" к нашим семейным разборкам с дИтятками на тему: а не слишком ли много в плане интеллектуальной состоятельности вообще и в плане учебы в частности мы с матерью от них хотим.

"Право на развитие", "условия для всестороннего и глубокого развития ребенка (а эти условия, как правило, выводят его из зоны интеллектуального или социально-психологического комфорта)"

Прекрасно и согласен!

Более того, учение - это деятельность, а потому подразумевает усилия, затраты сил, нервов, сознательное преодоление трудностей и ввязывание в оные, чтобы обрести знания и умения.

Так что нет, никакого стремления к комфорту не может быть!

Что до 2% элиты, то наверно, речь идёт, что на Олимпе есть место только для 2% популяции, но в принципе интеллектуально (или хотя бы культурно, духовно) развитыми может и должно быть гораздо большая доля людей.

"Абсолютно согласен, господин посол" [Цит.]
Единственное, что меня коробит - это культура общения в школе. Учителя, которые не хотят учиться у своих учеников, считающих их родителей идиотами - это тоже как-то не то...

Edited at 2012-03-25 11:20 am (UTC)

Это вовсе неприемлемо.

Кстати, вы знакомились специально с педагогической системой Льва Толстого?

(Deleted comment)
Есть два типа элит - элита Потребляющая и элита Творящая. Возможно Вы правы по поводу лингвистического аспекта "высоко- низкоэлитности", но статья немножко о другом.

Кто кого воспитывает?

(Anonymous)
Люди (дети и взрослые) воспитывают или не воспитывают себя сами начиная лет с пяти. Взрослые только создают условия, в которых дети воспитывают себя и своих родителей. Особенность этих условий определяется традициями семьи и того общества, в котором живут люди и ломать их трудно, а может и не нужно.
Проблема нашего среднего образования по моему заключается в том, что там часто работают люди, которым это не нужно и не интересно. Они отбывают повинность и не получают удовлетворения от своей работы, поэтому не могут научить никого получать удовлетворение от сделанной работы.

Re: Кто кого воспитывает?

Ну, если Вы согласны с подобной ситуацией в среднем образовании - ок, это Ваш выбор.
Если в каком-то обществе принято за необразованную женщину давать десять верблюдов, а за образованную три, то лично я не собираюсь разрушать эту традицию.
Но я бы не хотела, чтобы в нашем обществе, даже у некоторых детей (у мотивированных родителей), не было бы шанса получить качественное образование.

  • 1
?

Log in